Скандал между Францией и Турцией вышел на уровень первых лиц. Турецкий премьер Эрдоган заявил о возрождении фашизма в Европе. Так он ответил на решение французского сената ввести уголовную ответственность за отрицание геноцида армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. Во Франции проживает влиятельная армянская диаспора, и дополнительные полмиллиона голосов этнических армян придутся весьма кстати Николя Саркози, претендующему на новый президентский срок.
Какими бы не были у Саркози рейтинги, 600 тысяч голосов на будущих выборах ему уже гарантированы. Ликование армянской диаспоры под стенами Сената пока преждевременно — закон еще должен подписать президент, но он лично «продавливал» документ и вряд ли передумает: каждого, кто во Франции подвергнет сомнению факт геноцида армянского народа, ждет уголовное наказание — год лишения свободы и 45 тысяч евро.
Зал Сената покидает посол Турции, анонсируя начало дипломатической войны на улицах в Париже, в Ереване — демонстрации. Какой еще могла быть реакция Турции? Посол по Франции, которого в декабре уже отзывали после голосования в верхней палате, летит домой, и, похоже, назад не вернется.
МИД выпускает спецобращение. Премьер Эрдоган одно за другим делает заявления, связывая напрямую принятие закона с грядущими выборами, говорит о дискриминации и расизме. Он абсолютно уверен, что эту законодательную и политическую ошибку быстро исправят.
Кроме возможного разрыва дипотношений у принятия законопроекта будут и экономические последствия. Турция в долгу не останется — в начале года, когда только начались слушания, правительство отменило совместные военные учения, все визиты на двустороннем уровне. В этот раз все будет серьезней — для французских военных самолетов и кораблей закроют воздушное и морское пространство, военного атташе в Анкаре лишат аккредитации.
Ереван Францию уже поблагодарил официально. Не исключено, что подобный законопроект начнут обсуждать в США — перед выборами Барак Обама обещал армянской диаспоре, и сейчас ему тоже могут понадобиться голоса. Цепная реакция будет, почти уверены эксперты. Не исключено, что и Турция внимательно перечитает историю некоторых европейских стран.
Комментируя вчерашнее решение, Эрдоган уже напомнил Парижу про действия французских военных в Алжире. Впрочем, голосование не было единогласным: 127 – «за», 86 – «против». Чтобы оспорить решение в суде, нужно 60 сенаторов – они, скорее всего, найдутся, Анкара постарается.
Это всего лишь предвыборный ход, постоянно подчеркивает премьер Эрдоган и его министры. Турции, которая еще не теряет надежду вступить в Евросоюз, очень не хочется видеть в этом решение что-то большее.
По материалам: www.vesti.ru