Андерс Брейвик заявил, что ему тяжело слушать показания свидетелей
Норвежский террорист Андерс Брейвик в среду 25 апреля впервые встретился лицом к лицу с человеком, пострадавшей от его действий.
В окружном суде Осло в восьмой день судебных слушаний показания дал 26-летний норвежец, который выжил после взрыва бомбы в правительственном квартале Осло и перенес пять операций.
Свидетель все еще ходит на костылях. Он признался, что после теракта боится громких ударов и резких звуков. Ранее он изучал право и играл в футбол, теперь надеется вернуться к любимым занятиям, которые был вынужден покинуть из-за перенесенных ранений. Узнав себя на кадрах из уличных камер наблюдения, молодой человек рассказал, что помнит взрыв и пламя. Он инстинктивно прикрыл руками голову.
«Стало очень, очень жарко. В ушах непрерывный гул. Все вокруг разрушено. Я сразу подумал, что это бомба», — сказал свидетель. По его словам, он попытался помочь какому-то мужчине, но тот посмотрел на него взглядом, который говорил: «Как ты можешь мне помочь, посмотри на себя». Оказалось, что он и сам в крови: «С меня била кровь. Мои голубые джинсы стали красными. Я лежал, звал на помощь и думал, что умру, если никто не придет».
Потерпевший признался: «Сработал инстинкт выживания. Я удивляюсь сам себе». Он рассказал, что когда люди появились на помощь, он понял, что одежду, которая была у него в рюкзаке, можно использовать, чтобы остановить кровотечение. «Я был уверен, что умираю, не ощущал ног и все время спрашивал, на месте они», — вспоминает мужчина.
По его словам, водитель скорой признался ему, что не верил в то, что после таких ранений он выживет. В суде был показан натуралистический кадр сцены вскоре после взрыва. На нем можно было увидеть свидетеля, который был весь в крови. Следует отметить, что человек давал показания, находясь в считанных метрах от террориста, однако вел себя спокойно, не проявляя признаков гнева и злобы.
Брейвик слушал с равнодушным, холодным и серьезным лицом. Он смотрел в сторону свидетеля, но между ними ни разу не возникло визуального контакта. Никаких эмоций и ничего похожего на угрызения совести не появилось на лице Брейвика и при виде кровавых кадров. После выступления первого потерпевшего сторона обвинения начала зачитывать показания других свидетелей, которые выжили, но не смогли лично явиться в суд. Один до сих пор восстанавливается после тяжелых ранений, он потерял ногу и перенес более десятка операций.
После часового перерыва на обед слушания возобновились. Слово опять было предоставлено самому Брейвику, который давал показания с 17 по 23 апреля. Теперь ему дана возможность в очередной раз высказаться по поводу своего психического здоровья. Подсудимый, который за неделю процесса прослезился лишь однажды — при показе им же самим изготовленной «агрессивного» видео, в среду неожиданно признался суду, что слушать свидетелей и видеть кадры хроники ему тяжело.