11132012Заголовки:

Почему проведение честных выборов Президента в России невозможно ?

-->

Почему  проведение честных выборов Президента в России невозможно ?

Почему  проведение честных выборов Президента в России невозможно ?

Почему проведение честных выборов Президента в России невозможно ?

Для большинства иностранцев Россия является огромной, малопонятной и непредсказуемой Северной страной, расположенной где-то на бескрайних просторах между Европой и Китаем. Неслучайно её негласным символом стал медведь – сильное, агрессивное и непредсказуемое животное. Большинство жителей России внешне очень похожи на жителей Европы, но логика их поведения и политика страны часто остается непонятой. Людей, живущих как в России, так и за рубежом, интересует множество логичных вопросов о России, как то: почему русским политикам проще договориться с Китаем или Ираном, нежели с Европейским Союзом и США? Почему в России такой огромный уровень коррупции, который очевидно мешает экономическому развитию страны, но, несмотря на все регулярные заверения Президента, ситуация с каждым годом только усугубляется? Почему в истории России было так много диктаторов и русские так уважительно относятся к их памяти?

Федор Тютчев, говоря о России, заметил, что умом Россию не понять. И  это утверждение справедливо для многих людей, родившихся и выросших там, в «Союзе». Автор статьи родился и прожил в России до 32 лет, 11 лет из которых проработал юристом. По своей работе  постоянно сталкивался с государственными чиновниками и вскоре обнаружил, что многое из происходящего в реальной жизни никак не соответствует тому, что было записано в многочисленных законах. Более того, в реальной жизни часто происходило с точностью наоборот. Если в стране на словах и на бумаге постоянно шла борьба с коррупцией, то в реальной жизни чиновники ей часто потворствовали и даже её поощряли. На самом деле ответы заключаются не в странностях «русской души», и всему этому есть вполне логичное объяснение.

4 марта 2012 года в России должно произойти самое большое событие политической жизни – выборы Президента. Поскольку в соответствии с действующей Конституцией  Президент наделен самыми большими полномочиями, и практически вся политическая и военная власть находится у него в руках, то последствия этих выборов переоценить трудно. Выбранный президент страны будет определять внутреннюю и внешнюю политику России последующие 5 лет. С учетом того, что Россия обладает вторым по величине после США запасом ядерного вооружения, её поведение на мировой политической арене по-прежнему остается важным геополитическим фактором.

Для западного человека, привыкшего к понятиям прав человека, открытых и честных выборов, трудно понять многое из того, что происходит в современной России. Как и почему в стране, относящей себя к ряду демократических, после проведения выборов могут быть многочисленные нарушения при подсчете голосов? Почему, словно в шахматной игре, могут происходить перестановки высших должностных лиц, причем по их личной договоренности? Почему были отменены выборы глав российских регионов? Для объяснения и оправдания этих отклонений от общемировых стандартов демократических выборов кремлевские политтехнологи выдвинули идею о существовании особого типа российской, так называемой «суверенной», демократии. Они утверждают, что в России демократия все же есть, просто она своя, особенная, не такая, как на Западе.

Большинство россиян, размышляя о грядущих выборах, задаются вопросом не о том, кто победит на этих выборах, а о том, как быстро это случится. Многие считают, что результат этих выборов предрешен, и вопрос лишь в том, выиграет ли действующий Премьер-министр страны Владимир Путин в первом туре или для этого потребуется второй тур для голосования. И это скорее зависит от того, какой сценарий предпочтут в Кремле. Хотя действующий Премьер обладает достаточно большим числом своих сторонников и является первым претендентом на эту должность, многие зарубежные и российские наблюдатели сомневаются относительно того, насколько эти выборы будут честными. Действующая власть в лице Президента Дмитрия Медведева уже пообещала максимальную прозрачность и честность в их проведении. Однако ситуация осложняется тем, что при прошедших два месяца назад выборах в Государственную Думу были зафиксированы многочисленные нарушения избирательных прав граждан. В результате этого в стране стихийно возникло большое протестное движение «За честные выборы» и множество людей в Москве и других городах неожиданно для власти вышли на демонстрации. Не повторится ли ситуация с нарушениями во второй раз и вообще, возможны ли честные выборы в России?

На самом деле то, что сейчас происходит в России, многие россияне уже называют «выборами без выбора». Все те, кто мог представлять какую-либо реальную оппозицию Владимиру Путину, как например Григорий Явлинский, были под формальными предлогами отстранены от участия в них. Получилось, что избирателю, несогласному с курсом действующей власти, не из кого выбирать, т.к. в списке для голосования нет никаких оппозиционных лидеров. Остальные претенденты на место президента, такие как лидеры коммунистов Геннадий Зюганов или либеральных демократов Владимир Жириновский идут на них в качестве претендентов в президенты в очередной 4 и 5 раз соответственно. Они уже в течение многих лет находятся во власти, хорошо знают правила политической игры, заданные Кремлем, которым во многом следовали. Но даже они возмущены монополией действующей власти на телевизионный эфир и средства массовой информации и уже называют предстоящие выборы нечестными.

Многие, несогласные с текущим положением дел в России, полагают, что причиной текущих бед являются действующие лидеры страны во главе с Владимиром Путиным и, в случае их смены на других «хороших» парней, дела сразу же станут лучше. Но так ли это на самом деле, или это лишь поверхностный взгляд на происходящее? Очевидно, что именно они в первую очередь несут ответственность за происходящее: всеобъемлющую коррупцию в государственных органах, грандиозное разворовывание государственного бюджета, полное бесправие народа и «демократическую» узурпацию власти, названную «укреплением вертикали власти». Если же бегло взглянуть на историю России, то легко можно заметить, что возникшая ситуация с нарушением прав человека не нова для России. К сожалению, так было всегда, на протяжении многих веков и при всех политических режимах. Нынешний правящий режим в этом плане не является  исключением.

Важно отметить тот факт, что демократический институт передачи верховной политической власти путем проведения честных выборов исторически был практически не известен в России. Поэтому традиций добровольной передачи власти от одной политической группы к другой, как то было на Западе, никогда не существовало. Все единоличные верховные российские правители (князья, цари, императоры, генеральные секретари коммунистической партии и президенты) пытались удержать власть в своих руках любым способом до самого последнего момента. Как правило, передача верховной политической власти происходила лишь ближайшему окружению и лишь по причине смерти Верховного правителя. Этот момент истории всегда был очень напряженным и болезненным. В начале 17 века в России был многолетний период безвластия и беспорядков, известный как «Великая смута», вызванный тем, что после смерти Царя Ивана IV не осталось престолонаследников. В 18 веке после смерти сильного царя Петра I был ряд дворцовых переворотов и народных восстаний. В 19 веке было убийство царей Павла I и Александра II и восстание военных офицеров в Петербурге. В 20 веке в России произошла силовая смена трех политических режимов: царского, коммунистического и постсоветского. Смены этих политических режимов были катастрофичными по своим последствиям и сопровождалась глубокими потрясениями и гибелью  миллионов людей.

Много различных лидеров, в том числе очень сильных и талантливых, поменялось на Руси за её тысячелетнюю историю. За это время было сделано множество попыток политических и экономических реформ страны, большинство из которых оказались безуспешными. Однако в одном государственная власть в России была последовательна и успешна – в весьма странных отношениях к собственному народу, словно не к своему, а к завоеванному. И это отношение можно выразить одной фразой – подавлением народной воли.

В свою очередь российский народ часто относился к собственной власти, как к иностранному завоевателю. М.Ю. Лермонтов в своем четверостишье, известном каждому советскому школьнику, еще 170 лет тому назад описал политическую обстановку царской России, поразительно мало чем отличающейся от сегодняшней: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ. И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». Эта рабская преданность народа, впрочем, часто сменялась народными бунтами. Народное недовольство государственной властью с мистическим постоянством повторяется из поколения в поколение, выливаясь в народные волнения и революции. Как сказал другой русский классик А.С. Пушкин: «Русский бунт — бессмысленный и беспощадный». В результате этого несколько раз разрушалось как само Российское государство, постоянно уменьшаясь в своих размерах, так и сокращалось ее население. Правда, после очередных революций и народных восстаний простым людям становилось жить ещё труднее.

К сожалению, вместо того, чтобы увидеть подлинные причины народного недовольства и изменить ситуацию, власти России силой подавляли народные волнения и искали виновных в этом в лице внешних врагов, обычно на Западе. Вот и сейчас, накануне выборов, антиамериканская риторика становится очень популярной в России.

В чем глубинные причины многовекового конфликта государственной власти в России и ее собственного народа? Что так упорно не хотели менять все российские правители, и какие ошибки своих предшественников с упорством повторяет действующая власть? Для того, чтобы найти ответ, необходимо взглянуть на историю России, хотя бы немного понять ее политическую культуру и само восприятие власти и прав человека, которые на самом деле очень сильно отличаются от западного понимания. Тогда найдутся ответы на многие вопросы.

Российская государственность насчитывает тысячу лет, что является не малым сроком в истории человечества. Ее огромные территории и холодный суровый климат прямым образом повлияли на формирование русского характера. Местоположение между Европой и Азией определило ее самобытность. Она стала удивительным сочетанием Востока и Запада. В результате такого слияния получилось нечто, что не походит ни на Восток, ни на Запад. Сегодня официальным государственным символом России, который  расположен на гербе страны, является несуществующая в природе двухголовая птица – орел. Этот символ пришел из Византии. Две головы орла символизировали единство духовной и светской власти. Одна голова орла обращена на восток, а другая на запад, символизируя срединное положение России и грядущее объединение Востока и Запада под властью российского императора.

Запад и Восток оказали самое прямое влияние на формирование Российской государственности. От Запада сперва Киевская, а потом Московская Русь наследовали  христианство, а именно её восточную ветвь – православие. Христианство принесло русским обостренное чувство справедливости, добра и зла. И это сходство христианского мировосприятия России и Запада сделало во многом похожими и понятными российскую художественную культуру и искусство на Западе. Великие русские писатели Лев Толстой, Федор Достоевский, композиторы Чайковский, Рахманинов были легко понимаемы и приняты как в Европе, так и Америке. Вместе с христианством, пришедшим из Византийской империи, был унаследован запутанный клубок проблем того, что мы сегодня называем государственно-церковными отношениями.

Восток без приглашения пришел в Россию в 13 веке в лице многочисленных диких кочевников и их великого завоевателя Чингисхана. Он и его потомки создали великую Империю Монголов, которая включала в себя территорию современного Китая, Афганистана, Пакистана, Ирана, России и стран Восточной Европы. Их империя была самым большим в мировой истории смежным государством с границами от Китая до Западной Европы, по площади большей, чем площадь СССР. Эта великая Монгольская Империя была единственной в истории, которая смогла  надолго покорить русские земли и оказала самое прямое влияние на становление и все дальнейшее развитие их государственности. В течение 250 последующих лет русские княжества были лишь малой северо-западной частью этой Империи и платили ей дань. На протяжении двух с половиной веков многие поколения русских были полностью оторваны от влияния Запада, и их жизнь была ориентирована лишь на Восток. За это время народ и власть полностью переняли политическую культуру монголов, которая очевидно очень сильно отличалась от европейской. Впрочем, в ней имелась масса рациональных моментов для управления, как например достаточно большая для того времени веротерпимость ко всем религиям, в том числе и православию.

После своего освобождения и становления независимости в 15 веке Московское княжество восстановила уже не домонгольскую христианскую Русь, а восточные порядки монголов. Царские и советские  историки по политическим соображениям умышленно умалчивали и занижали влияние 250-летнего монгольского периода на  становление Российской государственности. К 16 веку в Московском княжестве уже крепко установилась восточно-деспотическая пирамидальная система жесткого едино-начального управления. Эта система управления была основана на грубой силе кочевника-завоевателя, где нет места никаким обязательствам власти перед своими подданными. На самом верху этой системы находился сперва Верховный хан, а затем князь, царь, император, генеральный секретарь коммунистической партии и президент, воля которых становилась для всех Законом. Завоеванные народы служили хану и его власти, но не наоборот. Была сформирована строгая, полувоенная вертикаль власти, где личная преданность хану ставилась выше всего. Вся эта мощная система опиралась на власть одного Верховного правителя и была сильна ровно настолько, насколько силен был этот правитель. Внезапная смерть Верховного правителя неминуемо повергала в кризис весь государственный аппарат вплоть до распада государства на несколько частей. Очевидно, что такая система устройства власти не могла иметь долгосрочной стабильности и терпеть слабых руководителей. В этой связи легко понять, почему  отречение последнего русского царя Николая II от престола сразу же ввергло страну в пучину хаоса и гражданской войны, в то время как, например, после убийства американского президента Кеннеди в США ничего подобного не произошло.

В то далекое время произошла роковая для России смена «кода» власти с Западного на Восточный. Восприятие и осознание политической власти в России и ее роли и функции стали восточными и совершенно иными, нежели на Западе. Если на Западе считалось, что государственная власть давалась Богом правителю для служения своему народу, то в России, как и у их учителей-монголов, власть бралась Верховным правителем самостоятельно для того, чтобы народ служил ему. С того времени Россия по своей политической культуре навсегда стала азиатской державой.

Одним из доказательств этой смены «кода» власти у русских, на мой взгляд, служит весьма необычный исторический феномен мирного сосуществования христианства и ислама в России (за исключением Кавказа). Самый большой исламский регион современной России Татарстан со столицей в Казани лежал в основе Золотой Орды – северо-западной части Империи Монголов. С того момента, как в 16 веке этот регион был завоеван Иваном Грозным и присоединен к России, он никогда не восставал против Москвы. Более того, там никогда не было серьезных межрелигиозных конфликтов. Объяснение этому заключается в том, что Казань и Москва, несмотря на существенную разность религий, имели абсолютно идентичную политическую культуру, установленную Золотой Ордой.

В то время в России было заложено свое, отличное от европейского понимание Закона и Власти. С тех пор воля Верховного руководителя стала являться Законом для всех. Верховный правитель сам строил вертикаль власти и стоял над Законом. Он по сути сам и являлся источником Закона. В сегодняшней России трудно представить, чтобы какая-либо законодательная инициатива Президента оказалась непринятой Парламентом, что с легкостью может произойти, например, в США. Даже устное выступление Президента «по телевизору» является для многих чиновников негласным сигналом к действию. Законы подстраиваются под царя, но не царь следует Законам. Ярким примером нашего времени может служить уже упомянутая мною проведенная реформа законодательства, в результате которой произошла отмена выборов глав регионов страны. Поэтому западное понимание верховенства Закона над всеми людьми («Lex–Rex», т.е. «Закон-Король», а не наоборот), принцип разделения властей, независимости судов хотя формально и прописаны в Основном законе страны, в реальной жизни до сих пор являются чуждыми для России, как и само западное понимание природы прав человека.

На Западе права человека являются неотчуждаемыми, данными Богом от рождения. В России права человека являются предоставленными Верховной властью, причем в том объеме, в каком эта власть посчитает нужной. И по этой причине власть так же легко может забрать себе предоставленные права. Вместе с тем, формально международное и внутреннее право России в демократических Европейских традициях преподается на юридических факультетах страны. Поэтому у нас интеллектуальное понимание права и его жизненное ощущение людьми (чиновниками и простым народом) сильно отличаются. Именно поэтому у советского человека, в отличие от западного человека, нет такого трепетного отношения к юридическим законам. В современных российских судах закон служит одним из критериев для принятия решения, наряду с политической целесообразностью и деньгами. Каждый в России понимает, что политическая воля Верховного правителя всегда выше Закона, что Закон неравнозначен для всех (часто чиновник стоит вне зоны досягаемости Закона). Юридический закон может быть быстро отменен или изменен на противоположный, часто может не соблюдаться, и при желании его можно легко обойти. В этом лежат корни российского правового нигилизма. В то же время повторюсь, что даже после 70-летнего коммунистического плена, христианское понимание добра и правды все еще остается сильным в сознании у русских людей. Замечу, что несоответствие должного (правды) и происходящего в жизни (неправды)  и вызывает тот протест в умах и душах людей, который почему-то становится неожиданным для властей, и который они спешат записать на счет внешних недоброжелателей.

Никто из последующих правителей России уже не смог или уже не хотел менять сложившегося столетиями порядка управления страной. Таким образом, сложилась многовековая СИСТЕМА подавления личности в угоду Государству и Власти, авторство создания которой ошибочно приписывают И.В. Сталину (он лишь развил ее). Ее долгое время использовал царский режим, что в конце-концов привело к кровавым событиям 1917 года. Под влиянием политических преобразований и реформ от Петра I до Дмитрия Медведева названия различных частей этой системы могли носить европейские названия. Ее содержание всегда оставалось языческим – монгольским, противоречащим основной идее христианства – не господства, а служения ближнему.

Основной вопрос заключается именно в том, какая модель является правильной и почему – Человек предназначен для Государства или Государство предназначено  для Человека? И выбор той или иной модели  зависел, прежде всего, от философского и религиозного понимания. Из-за сложившейся языческой монгольской системы, в  России Человек был предназначен для служения Государству, а не Государство предназначено для служения Человеку. Именно поэтому у нас жизнь человека при любых политических режимах практически не имела никакой ценности. В учении Христа напротив, жизнь и личность одного человека стоит больше богатств всего мира, и в том числе и больше такого явления, как Государство. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Марка 8:36) По моему глубокому убеждению, именно это возникшее глубочайшее противоречие христианской веры и сложившейся государственной системы подавления умышленно не замечалось руководителями. Именно это противоречие всегда и притом глубоко чувствовал русский народ. И именно оно было причиной системного кризиса государственной власти в России, повторявшегося в каждом поколении.

Очевидно, что эта система не могла терпеть какое-либо идеологическое инакомыслие. И примеров в истории тому масса, начиная от гонений на староверов, меннонитов, евреев и кончая «сектантами», к которым относились все те, кто не принадлежал к официальной Церкви. К слову сказать, многие методы борьбы с инакомыслием были взяты НКВД из опыта работы царских спецслужб. В результате такого отношения многие свободолюбивые люди должны были покинуть свою Родину и искать счастья в других краях.

Отдельную статью можно писать о служивых людях – государственных чиновниках. Они не избирались, а назначались сверху, были зачастую недосягаемыми для Закона и в случае серьезных нарушений практически никогда не отвечали перед Законом. В худшем случае такого чиновника переводили на другую должность или отправляли в менее популярный регион. Власть никогда  не отдавала правосудию даже своих проворовавшихся чиновников. Это было ответной платой за то, что чиновник был верен Верховному правителю, понимал, как работает Система и выполнял ее требования.

Сама российская коррупция, как явление, всегда являлась непосредственным и очень важным негласным элементом этой системы. Власть и сегодня умело использует коррупцию, как инструмент влияния в целях усиления своего влияния на политические и экономические элиты. Каким образом, спросите Вы? Известно, что без взяток в России невозможно построить не один успешный бизнес. Даже супруга недавно могущественного мэра Москвы Михаила Лужкова в одном из последних своих интервью призналась, что была вынуждена давать взятки чиновникам для построения своего строительного бизнеса. При таких масштабах коррупции практически все чиновники  и бизнесмены в России имеют за собой «грешки» в виде взяток, казнокрадства, откатов и становятся заложниками сложившейся системы. У вышестоящих начальников и представителей спецслужб всегда имеется компромат на  политиков и бизнесменов. Они при желании всегда могут открыть соответствующее досье и лишить такого чиновника или бизнесмена власти, денег или даже свободы. Яркий примером тому – история с судом над Михаилом Ходорковским, бизнесменом, пытавшимся активно влиять на политику Кремля, за что он уже 9 лет находится в тюрьме.

Из-за этой жестокой монгольской системы управления, государственная Власть в России всегда находилась в отношении подавления к своему собственному населению. Ее мало интересовала тяжелая жизнь простого народа, и она вспоминала о нем в основном при сборе различных налогов, при наборе мужчин в армию или, как в сегодняшний день, перед выборами. Ее несменяемость делала лидеров не способными к пониманию действительности. Впрочем, в истории страны были многочисленные попытки политических реформ и сближения с Европой. Так, например, могущественный царь-реформатор Петр I посвятил всю свою жизнь для того, чтобы «прорубить» окно в Европу. Все эти реформы боялись затронуть суть сложившейся системы, носили скорее внешний  косметический характер и потому не имели большого успеха. Большевики после революции 1917 года также пытались видоизменить систему, как, например, создать видимость народовластия. Иосиф Сталин, который хорошо понимал феномен Российской власти, вскоре все вернул на свои прежние места, вернувшись к жесточайшей единоличной диктатуре. Он лично определял даже такие мелочи в стране, как длительность школьной перемены у детей.

Современная Россия, как преемница царской России и СССР, унаследовала от своих исторических предшественников ту же самую невидимую пирамидальную систему управления восточно-деспотического образца. Поэтому демократические принципы, отраженные в Конституции России, не находят отражения в ее реальной жизни. Именно поэтому в политическом смысле, по своему духу современная Россия намного ближе к Китаю и странам Ислама, нежели это принято думать, и так далека от Европы и Америки. Именно поэтому российским политикам проще найти общий язык по многим международным вопросам с Китаем и даже Ираном. Западные демократические ценности востребованы этой политической системой не более, чем в странах Персидского залива.

Сама идея проведения выборов президента и добровольной сменяемости Верховной власти в России является своего рода фикцией, т.к. противоречит сложившейся Системе и многовековой политической культуре. Под давлением мирового сообщества, в большей или меньшей степени могут быть выполнены формальные требования для голосования и проведения выборов, но независимо ни от чего их результат уже предрешен. Так что предстоящие выборы по своей сути являются не более чем дорогостоящей театральной постановкой, проводимой с целью представить легитимной власть нового руководителя в глазах мирового сообщества. Впрочем, на самом  деле князь Владимир не новый, так как очевидно он никуда и не уходил из процесса управления страной, что является очередным подтверждением всего вышесказанного.

Если многие исламские страны застряли в развитии своей политической культуры на рубеже 8 века, то Россия задержалась на рубеже 17 века.  Чингисхан и его Монгольская империя давно остались на страницах учебников истории, но его языческий Дух и Идеи по-прежнему живут в политической культуре России, вызывая циклические катастрофы российской государственности и, возможно, не только ее одной. Может быть, это лишь некоторое историческое совпадение, но во всех странах, находящихся на территории этой бывшей Монгольской империи и ощутивших влияние ее политической культуры, так много похожих проблем, как, например, коррупция. К тому же, несколько столетий спустя, большинство из них пережили сильнейшее влияние коммунизма.

Вот только сможет ли такая политическая система, пришедшая к нам из 13 века, продолжать свое существование в неизменном виде в 21 веке, веке информационных технологий? Или все же власти России задумаются о разрешении проклятия Чингисхана, по-настоящему повернутся лицом к своему народу и вспомнят значение старого русского слово «правда», сохранив тем самым страну от очередной  революции и окончательного распада? Очевидно, что времени для осмысления и решения текущих проблем выделено не много. И закончу я свои размышления высказыванием человека, знавшего на личном опыте многое о природе власти и управлении государством: «Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол». (Царь Соломон. Книга Притч 16:12 Библия)

Алексей Стрижков

г. Ванкувер, Канада

http://www.vancouverexpress.ca

_____________

При копировании ссылка на OperKor.Net обязательна.

_____________

Что дальше?

Статьи по Теме

Оставить комментарий

Отправить комментарий